Попробуем разобрать по полочкам основные этапы продвижения сайта, которые используются на протяжении многих лет, хотя инструменты, методики и эффективность за это время многократно менялись.
Внутренняя оптимизация
Качество сайта было и остается основой для его дальнейшего успешного продвижения. Вот только требования к качеству меняются. В центре внимания современной поисковой системы находится пользователь, а следовательно — нужно обращать особое внимание на юзабилити сайта, его читабельность, удобство навигации и... мобильность.
Mobile Friendly? Нет! Mobile First Indexing!
В уходящем 2018 году из всей аудитории, совершившей покупки в сети, большинство зашло в нее с мобильного устройства. То есть — чаша весов уже сейчас перевесила в пользу мобильного интернета, и эта тенденция явно продолжится.
Современный сайт уже не просто должен иметь мобильную версию — вовсе нет. Он должен быть адаптивным к любым современным устройствам, экранам и разрешениям. Это раньше — еще совсем недавно — поисковик определял, с какого устройства осуществляется поиск, и если пользователь зашел с мобильного — ему демонстрировались результаты поиска из мобильного индекса, а если с десктопа — соответственно, из десктопного.
Сегодня, независимо от того, с какого устройства выполнен поисковый запрос, показываются результаты мобильного индекса! А значит — преимущество в выдаче отдается оптимизированным под мобильные сайтам.
Must have 1: Сайт должен быть адаптивным!
Must have 2: Сайт должен загружаться быстро — сегодня это один из важных факторов ранжирования!
Контент
Качетсвенный контент был и остается основой любого сайта. Но при создании контента сейчас нужно принимать во внимание «новые веяния» взаимодействия пользователя и поисковой системы. Согласно информации от Google, уже сейчас примерно 20% запросов выполняется посредством голосового поиска (опять-таки, с мобильных устройств). В Яндексе подобная статистика не пробегала, но вряд ли ситуация кардинально отличается. Функции голосового поиска есть в современных устройствах, всевозможных цифровых ассистентах — а значит, ими будут пользоваться. И чем дальше — тем чаще.
Что это значит?
Взаимодействие пользователя с голосовым помощником носит диалоговый характер, в котором используется естественный язык и нередко — длинные поисковые фразы. Это и следует принимать во внимание при создании контента для сайта (причем, еще на уровне сбора семантики), а также при обновлении существующего (о чем тоже не следует забывать).
И ктати! Контент сегодня — это далеко не только тексты. Современный интернет все более становится визуально-ориентированным. Времена огромных текстов с десятками ключевых фраз давно в прошлом: сегодня человек вообще может не захотеть много читать, зато с удовольствием просмотрит видео по нужной ему тематике.
Внешнее продвижение
«К сожалению, помимо рекламы, пока еще существует органическая выдача» — сотрудники Яндекс Директа на одной из конференций.
В этом высказывании нет ничего удивительного. Достаточно взглянуть на результаты поисковой выдачи по какому-нибудь серьезному запросу. Пусть это будет «квартира в новострое Москва»
Вопрос — можно ли продвинуться в ТОП-1 по данному запросу — выглядит риторически. Весь «первый экран» занят рекламными объявлениями, и бороться в продвижении можно за место «где-то там внизу».
И хотя от сотрудников Google подобных заявлений слышать не доводилось, ситуация выглядит точно так же:
Итак, если ТОП попросту занят рекламой, что же тогда делать, и нужно ли вообще продвижение в 2019? Конечно же нужно, иначе на сайте просто не будет посетителей, и все вложенные в его создание средства просто уйдут в никуда.
Что делать? Использовать новые «фишки» поисковиков и не гоняться за высококонкурентными запросами! Яндекс-чат и «дзен», «готовые ответы» Google, локальное SEO, отслеживание появления новых — еще не конкурентных, но перспективных — запросов. Эволюционирование поисковых систем дает новые возможности для роста поискового трафика, нужно лишь пользоваться ими и быть в курсе событий.
А как же линкбилдинг в 2019?
Если коротко: ссылки — работают. Вот только добывать их становится все сложнее. Даже в списке площадок самых уважаемых бирж «вечного статейно-ссылочного» в ценовой категории «уже кусается, но еще можно себе позволить» - найти площадку, ссылка с которой поможет, а не навредит сайту — сложно. Большинство сайтов просто заспамлены ссылками или имеют проблемы с трастом.
Работа со ссылочным профилем становится все более трудоемкой. И, тем не менее, она важна и должна проводиться. Причем, совершенно недостаточно (впрочем, это было и раньше) просто раз «купить хороших ссылок» - заниматься наращиванием качественной ссылочной массы нужно систематически.
Итоги
Инструменты меняются — суть остается. Но работать становится сложнее, и даже не в силу изменений в поисковых системах — в силу растущей конкуренции. Поэтому на первое место в продвижении сайтов в 2019 году выйдет стратегия и систематизация подхода.
Семантика/структура/аудит — раз
Функционал/юзабилити — два
Контент/линкбилдинг — три
Аналитика, коррекция, масштабирование — четыре
Эти составляющие продвижения должны выполняться все, без исключения. Последовательно или параллельно — но выполняться. И тогда рост поискового трафика на сайт будет обеспечен.