Основная задача любого сайта – привлекать посетителей, потенциальных клиентов. Чтобы с самого начала обеспечить высокую посещаемость и не переделывать весь сайт заново, следует обратиться к услугам проект-менеджера.
Заказчик, обращаясь к веб-мастерам, имеет довольно смутные представления об их работе. Создание сайтов – процесс, в котором обязательно участвуют три человека – дизайнер, программист и менеджер проектов. Если с функциями первых двух рядовой пользователь Интернета, он же заказчик, немного знаком, то чем занимается и для чего вообще нужен менеджер проектов, - часто не представляет вообще. Желая сэкономить, люди часто отказываются от услуг менеджера проектов, а потом удивляются, что их сайт не работает или имеет низкую посещаемость.
Менеджер проектов – это связующее звено между заказчиком и мастерами-разработчиками. Он делает проект сайта, согласовывает его с заказчиком, и отправляет на разработку.
Работа с будущим сайтом для проект-менеджера начинается с составления технического задания. В процессе работы с клиентом менеджер проектов выясняет, что именно заказчик хочет увидеть в результате, и предлагает ему варианты воплощения задач. Максимально учитываются пожелания клиента, ведь сайт создается именно для него и его потенциальных посетителей, технические возможности воплощения. Часто в роли заказчиков выступают люди, далекие от веб-разработок, они обращают внимание на графическое оформление сайта, а задача менеджера проектов согласовать каждый из элементов будущего сайта с точки зрения того, какую функцию они будут в себе нести, и каким образом повлияют (и вообще повлияют ли на посещаемость сайта).
Составление технического задания (ТЗ) – это разработка документа, качественное написание которого значительно облегчает взаимопонимание между заказчиком и разработчиками.
Создание сайтов, кроме составления технического задания, предусматривает еще и создание прототипов. Это второй этап в разработке сайтов, который также входит в сферу деятельности менеджера проектов. Для этого необходим тщательный анализ всех составляющих: что создаем, для кого создаем и как создаем.
Что создаем? Эта информация исходит от заказчика – что за сайт планируется создать, какого рода информация будет на нем, каковы цели его работы. Все это должно обязательно учитываться для создания успешного сайта, который будет работать и приносить доход своему владельцу.
Для кого создаем? Желательно представить типовой портрет потенциальных посетителей. Это даст возможность представить, что привлечет их внимание на будущем сайте. Помните, что сайт создается именно ради посетителей. Как создаем – технические моменты.
Следующий шаг в работе менеджера проектов – написание сценариев. На этом этапе создания сайтов предстоит представить, какие конкретные действия будет совершать посетитель: искать нужную информацию, совершать покупки, оставлять свои отзывы и комментарии.
Но основе полученных сценариев менеджер проектов создает прототип. Что это такое? Прототип – это реально работающая модель сайта, его «костяк». Вы можете наглядно увидеть и попробовать, как будет работать конкретный элемент будущего сайта – нажимать кнопки, кликать баннеры.
Эта модель дает возможность наглядно проверить удобство использования сайта, исправить возможные погрешности, совершить доработку с учетом новых пожеланий заказчика.
Разработка и создание прототипов значительно облегчает жизнь дизайнеров и программистов. Поменять местами или добавить новые блоки информации, изменить графическое оформление сайта или его отдельных компонентов намного проще в рамках прототипа, чем переделка запущенного сайта.
Составление технического задания к сайту содержит основную информацию о проекте, имена заказчика, определяет исполнителей конкретного участка работы, цели работы сайта, типовой портрет посетителей.
Менеджер проектов занимается разработкой структуры сайта - прорисовывает его карту. Это дает возможность конкретизировать, что и как будет размещено на сайте, а также наглядно представляет связь между его различными областями (это, собственно, сам прототип). После этого приступает к разработке шаблонов страниц. Эта часть технического задания предназначена для мастеров дизайна – ведь им нужно знать, какая информация, какие блоки будут размещены на конкретных страницах сайта. После проработки шаблонов менеджер проектов приступает к самой кропотливой работе – заполнению сайта контентом. Указывается, какая именно информация будет размещена в каждом конкретном месте страницы сайта, где будет находится и как выглядеть та или иная кнопка. Все это прописывается в техническом задании.
Отдельный важный раздел составления технического задания – описание функционала сайта: общая система, модули и подсистемы, их взаимосвязь между собой, структуру базы данных. Все это информация для программистов, работающих с данным проектом сайта.
Далее составленное техническое задание представляется заказчику, проект-менеджер вносит необходимые правки с учетом пожеланий и замечаний клиента, и утверждает документ.
Только теперь к работе по созданию сайта приступают веб-мастера – дизайнеры, занимающиеся графическим оформлением сайта, проще говоря – его внешним видом, программисты, основная задача которых – обеспечить функционал сайта, контент-менеджеры, занимающиеся наполнением сайта, и специалисты по продвижению, основная задача которых – обеспечить привлечение с помощью сайта потенциальных клиентов Вашей компании.
Работа проект-менеджера в процессе создания сайтов сравнима с ролью дирижера в оркестре, или же капитана в команде. Он видит проект в целом, исходя из пожеланий заказчика, и координирует работу всех разработчиков, задействованных в создании сайта, с целью максимально точного и полного достижения поставленной заказчиком задачи.