Рост электронной коммерции в России очевиден. Интернет-торговля уверенно набирает обороты уже более десяти лет, но из-за карантинных ограничений динамика стала еще более стремительной. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2021 году рост оборота е-commerce в РФ составил 43%. При этом потенциал для дальнейшего роста более чем очевиден: ведь доля онлайн-продаж в стране на данный момент составляет всего 11% от общего товарооборота. По прогнозам аналитиков она удвоится в течение ближайших трех лет.
Растут обороты – растет и конкуренция. К тому же, львиная доля продаж (50-70%, в зависимости от типа товара) приходится на десятку крупнейших операторов электронной торговли, среди которых Wildberries, Ozon, Яндекс. Маркет, СберМегаМаркет, AliExpress.
Каждый день в рунете появляются десятки магазинов, а всего их было более 300 тысяч еще три года назад. Каким нужно сделать интернет-магазин сегодня, в 2022 году, чтобы он не утонул в этой огромной массе e-commerce и получил свою долю заказов?
Что продавать?
Первый вопрос, возникающий сразу после идеи о создании собственного магазина. По данным vc.ru, чаще всего в сети покупают одежду, товары для ухода за собой, различные гаджеты, игрушки, хозтовары, посуду. Также популярностью в онлайн-торговле пользуются зоотовары, спортивные товары, строительно-дачно-ремонтная тематика.
Несмотря на огромную конкуренцию, в любой из вышеперечисленных групп товаров есть потенциал, и при правильном подходе можно получить продажи.
Сужение ниши
Поскольку нишу «все в одном» устойчиво заняли маркетплейсы, новый магазин в 2022 году стоит делать более нишевым. Это даст возможность поддерживать максимально привлекательный (в рамках ниши) ассортимент, поддерживать доскональные знания товаров у ответственных сотрудников, лучше изучить и понять целевую аудиторию.
Продвигать нишевый магазин легче, чем «все в одном» (снова вспомним о маркетплейсах, занявших первый экран выдачи), получить лояльность покупателей – легче, да и конкурировать тоже легче.
Мобильность!
Большая (с ударением на первый слог) часть онлайн-покупок уже сейчас осуществляется с мобильных устройств. Сегодня сайт, не адаптированный или плохо адаптированный к мобильным, лучше не запускать вообще, поскольку в противном случае большая (с ударением на тот же слог) часть рекламных/маркетинговых бюджетов будет просто выброшена на ветер.
Скорость!
Скорость нужна во всем. В 2022 году такая метрика, как Time2Market – время от идеи до выхода ее на рынок – имеет решающее значение. Технологии, функционал в интернет-магазинах развиваются настолько быстро, что самый идеальный сервис устареет еще до релиза, если разрабатывать его слишком долго.
Решающее значение имеет и скорость загрузки страниц сайта. Если заинтересовавшая покупателя страница не загружается достаточно быстро – он не будет ждать и уйдет к конкурентам. Негативно оценивают медленные сайты и поисковые системы, понижая их в результатах выдачи.
Что нравится покупателям?
Лидерами бонусов, имеющих наибольшие шансы привлечь покупателя, являются:
- бесплатная доставка;
- скидки;
- зачисление кэшбека.
Такие бонусы любят все покупатели, вне зависимости от возрастной категории. Если магазин ориентирован на молодежный сегмент «от 16 до 30», стоит помнить, что покупатели в этом возрасте с удовольствием пользуются промокодами и купонами для скидок. Нужно дать им такую возможность. Также молодые покупатели с большой вероятностью могут обратить внимание на акции типа «2+1» и не против поучаствовать в программах лояльности.
Сегодня банковские карты почти вытеснили из онлайн-торговли наличные оплаты. Около 80% всех покупателей интернет-магазинов рассчитываются картой или электронными деньгами. Поэтому современный интернет-магазин просто обязан давать возможность оплаты картой.
Единый бизнес-организм
Об этом мы говорим уже не первый год, но актуальность сказанного еще более растет. И все чаще в обиходе даже малых операторов онлайн-торговли звучит термин «омниканальность», означающий интеграцию всех разрозненных каналов продаж в единую систему с целью обеспечения единой, непрерывной, бесшовной коммуникации компании и клиента.
И сейчас мы говорим не только о технической интеграции всех каналов продаж. Мы говорим о принципе бесшовности, который должен исключать ситуацию, когда клиент (пока еще лид), обратившись в компанию по тому или иному каналу связи, не может в полной мере получить этот товар или услугу.
«Такой товар есть в наличии, чтобы заказать его, позвоните по телефону» - простой пример того, как быть НЕ должно!
Как не должно быть ситуации, когда при повторной коммуникации посредством другого канала клиенту приходится повторно сообщать свои контактные данные или заново формулировать вопрос.
Автоматизация
Если магазин будет работать в В2В – все взаимодействия с клиентом уже сейчас должны быть полностью автоматизированы:
- интеграция с CRM;
- адаптация под оптовые покупки;
- понятное ценообразование в зависимости от объема покупки, накопительной скидки и прочих факторов.
Важно помнить: сегодня В2В-клиент привык совершать сделки без лишней траты времени на общение с продавцами, оформление документов и прочее.
И, кстати, значительной части В2С-клиентов – тех, кто приходит на сайт уже определившись, что конкретно он хочет купить – это уже тоже касается. Те же, кому необходимо помочь определиться, подобрать, подсказать, часто предпочитают голосовому общению чат-боты.
Не сайтом единым. Интегрируйтесь!
Каким бы ни был собственный интернет-магазин, как бы грамотно не было построено его продвижение, первая страница выдачи все равно будет принадлежать маркетплейсам. C такими монстрами, как Wildberries, Ozon, Яндекс. Маркет, просто бесполезно конкурировать, поэтому нужно смириться и… интегрироваться. Потому что именно эти площадки, при правильном к ним подходе, могут обеспечить серьезные объемы продаж.
Интеграции же самого сайта – с CRM, складским сервисом, платежными системами, сервисами доставки и другими бизнес-инструментами – сегодня это уже давно не «желательно» - это обязательно.