О том, как пользоваться инструментами веб-аналитики, написано очень много. Как правило, эта информация адресована специалистам по настройке рекламы, маркетологам, SEO-специалистам. И достаточно сложна для людей, чей род деятельности не связан с web-технологиями. Мы же сегодня подойдем к аналитике с другой стороны: со стороны владельца бизнеса, которому просто нужно понимать, куда уходят его деньги, вложенные в рекламу, маркетинг, продвижение, наконец, администрирование вашего проекта. Можно ли проконтролировать состояние дел без серьезных временных затрат на обучение? Да, и очень просто. Владельцу сайта достаточно уделить порядка 10 минут, чтобы понимать, все ли хорошо с сайтом, или пора бить тревогу.
Прежде всего, пройдемся по инструментам. Есть четыре основных инструмента отслеживания показателей сайта, которые должны быть установлены на любой проект, независимо от его тематики и масштабов. Это:
- инструменты веб-мастеров Яндекс
- Яндекс Метрика
- Google Search Console
- Google Analytics
Все четыре сервиса должны присутствовать на каждом сайте. Если еще совсем недавно в рунете достаточно было инструментов Яндекса, то сегодня трафик из Google в среднем составляет более 60%
Пример поискового трафика нашего сайта aprix.ru – Яндекс на первом месте, но Google не слишком отстает.
Итак, какая же информация может быть полезна владельцу сайта, и как можно быстро получить эту информацию?
Инструменты вебмастеров
Несмотря на то, что инструменты, как это понятно из названия, предназначены для вебмастеров, владельцу сайта стоит иногда заглядывать туда, чтобы:
- понять, работают ли его сотрудники, ответственные за сайт;
- нет ли критических проблем, которые могут привести к выпадению сайта из индекса
Яндекс Вебмастер
Прежде всего, необходимо проверить информацию о состоянии сайта, которая доступна сразу после выбора нужного проекта:
Если здесь появляются предупреждения об ошибках – их нужно срочно устранять. В грамотно настроенном сайте не должно быть никаких предупреждений.
Следующее, на что стоит взглянуть – это пункт «Безопасность и нарушения». Здесь тоже однозначно не должно быть никаких предупреждений.
Следующий пункт – качество сайта. Основной показатель качества Яндекс ИКС должен стабильно расти, или, как минимум, не снижаться. Динамику ИКС можно увидеть буквально в два клика.
Google Search Console
В инструментах вебмастеров Goole – Search Console – все еще проще. Посмотреть основные показатели можно уже на главной страницы:
Эффективность – поисковый трафик сайта
Покрытие – этим не совсем понятным термином назвали отчет по страницам сайта: сколько страниц Google считает качественными, а в скольких видит ошибки.
Инструменты аналитики
Системы аналитики позволяют более глубоко проанализировать трафик на сайт, поведение пользователей, а при настроенных целях – и эффективность работы сайта, качество трафика и рекламных кампаний.
Яндекс Метрика
Здесь значительная часть полезной информации находится на главной странице – «сводке» – и представлена в наглядной графической форме.
Посетители – здесь наглядно изображена динамика посещений сайта за месяц. Провалы на выходных – нормальное явление, но если на графике видно, что посещаемость в целом резко упала – стоит задуматься и начать искать причину.
Источники трафика – диаграмма позволяет понять, откуда на сайте берутся посетители.
Эту информацию нужно соизмерять с тем, какие работы ведутся по привлечению трафика. Например, если вы платите за продвижение сайта в поиске, и при этом «переходы из поисковых систем» являются главным источником трафика – значит, ваши SEOшники работают хорошо. Если же деньги вкладываются в рекламу, а «переходов по рекламе» почти нет – стоит задуматься.
Цели
Если в Метрике настроены цели – они тоже будут наглядно показаны в «сводке»
Отчеты – здесь можно вывести практически любой отчет по посетителям сайта. Какие именно стоит просматривать – зависит от работ, которые проводятся с сайтом.
Вебвизор – здесь можно в буквальном смысле увидеть каждое посещение сайта: куда зашел посетитель, что скроллил, куда переходил.
Google Analytics
Интерфейс Google Analytics значительно сложнее и куда менее нагляден, чем у Яндекс Метрики. Тем не менее, основной набор данных можно получить достаточно быстро.
Источники трафика – этот отчет показывает, откуда берутся посетители. Каждый из каналов можно просмотреть более подробно.
Конверсии – если они были настроены заранее, здесь можно увидеть отчет по событиям, определенным, как достижение цели: звонки, заполнения форм обратной связи, оформление заказов и другие.
Итог
Перечисленные выше инструменты имеют гораздо больше возможностей, для понимания которых необходимо долгое и тщательное изучение. Но сегодня мы подошли к этим инструментам с точки зрения не маркетологов или веб-аналитиков, а владельцев сайтов. Как правило, далеко не все из них вообще заглядывают в статистику или аналитику, а зачастую и не имеют к ним доступов. А зря. Буквально десятиминутная экскурсия по четырем инструментам позволит пусть бегло, но все равно достаточно эффективно оценить работу сайта, а также работы над сайтом, куда вкладываются деньги – продвижение, рекламу.